6–12 месяцев

.

Многие младенцы, перешагнувшие полугодовалый рубеж, отлучаются от груди, и вопрос их питания становится для родителей первостепенным. Питание и совместные трапезы играют особую роль в жизни семьи. Это время единения и общения – важная составляющая традиций и семейных ценностей. Если прием пищи станет еще и радостью, у малыша сформируется здоровое отношение к еде, и каждая трапеза будет способствовать развитию всех его органов чувств.
Все более острой становится проблема детского ожирения. Американские дети, родившиеся в последнее десятилетие, имеют меньшую прогнозируемую продолжительность жизни, чем их родители, из-за высокого риска диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Жизненно важно с самого начала заложить правильное отношение к пище и питанию, что во многих семьях вызывает трудности.


В этой главе мы рассмотрим переход от грудного или искусственного вскармливания ко «взрослой» еде, а также поговорим о питании в контексте той роли, которую оно играет в развитии ребенка во втором полугодии жизни.

Еда и питье
Переход от молока или молочной смеси к твердой пище – процесс постепенный, и, чтобы все прошло гладко, его темп должен задавать сам ребенок. В начале переходного этапа он удовлетворяет ежедневную потребность в питательных веществах по большей части за счет грудного молока или его заменителя. Предлагайте ему различные продукты, начав с овощей, чтобы раньше времени не приохотить к сладкому. Не оставляйте кроху за едой без присмотра. Маленький ребенок легко может поперхнуться, поскольку у него очень узкая гортань.
Игра с едой не только пробуждает интерес к пище, но и способствует дальнейшему изучению и пониманию деятельности органов чувств. Разрешите малышу исследовать пищу на ощупь, а не только на вкус. Он узнает много нового о различных фактурах, температуре и запахах. Это процесс не способствует идеальной чистоте и порядку, и к нему нужно хорошенько подготовиться. Защитите мебель, полы, одежду. И не мешайте ребенку забавляться и получать удовольствие от еды. Еще не время обучать его правилам поведения за столом.
В этом возрасте ребенок начинает пить воду из кружки. Совсем крохе поможет не облиться чашка-непроливайка, а когда он немного подрастет, откажитесь от крышки – просто поначалу наливайте буквально на донышко. Малыш будет учиться управлять мышцами рук и совершенствовать зрительно-моторную координацию.

По мере взросления пища ребенка становится все менее жидкой и однородной, и настает время предложить ему угощение, которое можно брать пальчиками. Некоторые родители предпочитают, чтобы дети самостоятельно определяли момент и порядок отказа от молочного вскармливания, для чего с самого начала предлагают им твердую пищу. Это разумный подход, если вы продолжаете кормить ребенка грудью или смесью после полугода. Но самым маленьким, если молока не хватает, все-таки нужны специальные детские пюре, стимулирующие вкусовые рецепторы и интерес к многообразию вкусов и текстур. Большинство родителей идут срединным путем и вводят прикорм в виде твердой пищи и пюре после полугода.
Старайтесь, чтобы рацион ребенка был максимально разнообразен. Чем больше продуктов он научится есть в младенчестве, тем меньше будет капризов с едой потом. Достаточно рано начинайте знакомить малыша с обычным домашним столом, и впоследствии ваши совместные трапезы будут проходить без проблем и способствовать социальному и эмоциональному развитию ребенка. Помните, что у вашего крохи может быть обостренная сенсорная чувствительность. Яркие вкусовые впечатления слишком сильны для самых маленьких, а острая и пряная пища может вызвать дискомфорт как на «входе», так и на «выходе».

Игровой подход к приему пищи
Трапеза – это не только поглощение питательных веществ. Это великолепная возможность обучения человечка, только начавшего постигать окружающий мир. Личное участие и игра – наилучший источник знаний для ребенка, и это относится и к еде. С полугодовалого возраста уже можно приступать к формированию здорового отношения к пище. Тем более важно сделать ее прием веселым и увлекательным.
Пища отличается огромным многообразием текстур, запахов, оттенков и звуков, стимулирующих зрение, вкус, осязание, обоняние и слух. Знакомясь с этим богатством, невозможно не перепачкаться, и вряд ли вам захочется устраивать игры с едой во время каждой трапезы, но все-таки разрешайте малышу время от времени исследовать пищу на ощупь. Пусть погрузит ладошку в пюре, почувствует его тепло и однородность и позабавится, наблюдая, как оно выпирает между пальчиками. Натуральный йогурт или охлажденное печеное яблоко покажут ему, что продукты бывают разной температуры. По мере взросления и введения все новой твердой пищи разнообразие фактур увеличивается. Макароны, рис, бобовые, дольки ананаса – все они различаются цветом, формой и текстурой. Сколько всего нового и интересного можно узнать за обедом!
Продукты с характерным запахом: сыр, клубника, рыба, рагу – научат ребенка узнавать блюда при помощи осязания. Цвет также необычайно притягателен для детей этого возраста. Проявите изобретательность, пусть тарелка выглядит красочно и интересно. Морковь, помидоры, горошек – яркие цветовые акценты. Введение твердого прикорма расширяет возможности для творчества.

Что происходит в этот период
Физическое состояние и развитие органов чувств
Движение
Мышцы ребенка быстро крепнут, и он двигается все лучше, становится сильнее день ото дня и горит желанием испытать свои новые возможности и стать более независимым.
Чем ближе к ползанию и хождению, тем легче дается сидение без поддержки. Ребенок начинает наклоняться вперед, чтобы дотянуться до желанного предмета, или ползет на животе к тому, что лежит поблизости.
Новое потрясающее умение стоять, держась за опору, становится для ребенка откровением. Теперь он не упустит ни одной возможности подняться на ножки. Он пытается подтянуться, за что бы ни ухватился, так что самое время сделать дом полностью безопасным для малыша. Уберите из пределов видимости и тем более досягаемости ребенка все, за что ему не следует хвататься.
Надежно освоив стояние, малыш пускается в обход комнаты, держась за мебель. Он легко теряет равновесие и нуждается в поддержке. Поощрите своего маленького исследователя, взяв его за ручки и обходя комнату вместе, или разложите его любимые игрушки недалеко друг от друга, чтобы он мог перемещаться от одной к другой самостоятельно. Ходунки и игрушки, с опорой на которые ребенок может двигаться, способствуют развитию навыка ходьбы и дают отдых вашим рукам и спине.
Большинство малышей начинают ходить в 12–18 месяцев. Впрочем, некоторые довольно уверенно шагают уже в девять, а другие решаются пойти лишь после 18. Сделав несколько первых шагов, ребенок уже не знает удержу, хочет везде побывать и все исследовать. Не соревнуйтесь с другими родителями, не сравнивайте своего малыша со сверстниками. Он освоит ходьбу в свой черед и своим порядком, как и любой другой навык.
Координация движений
В сидячем положении ребенок может дотягиваться до предметов, которые его интересуют, хватать их и подтаскивать к себе. В конечном счете они, скорее всего, окажутся у него во рту (это также может означать, что у него режутся зубы). Благодаря развитию координации он теперь может указывать на предметы и стучать ими друг о друга.
Захват всей горстью постепенно сменяется более тонким зажимом между большим и указательным пальцами – «пинцетным захватом». Этот более совершенный хватательный навык понадобится ребенку, чтобы держать ручку или карандаш, когда начнется обучение письму. Поэтому важно способствовать его развитию.
Осязание и вкус
Ребенок в этом возрасте все тащит в рот. Важно убрать из пределов его досягаемости все, что при этом пострадает или, наоборот, повредит малышу, например предметы, которыми можно поперхнуться.
Прорезывание зубов
У некоторых детей зубки уже начали резаться, но чаще всего первый зуб проклевывается именно сейчас (хотя нередки случаи, когда этот процесс начинается только в два года). У кого-то прорезывание проходит безболезненно. Но большинству деток набухание десен и зуд доставляют много беспокойства. Скорее всего, и ваша кроха будет плакать и капризничать. Возможно и повышение температуры. Облегчить симптомы помогут любые доступные средства снятия боли при прорезывании зубов. Это игрушки-прорезыватели (особенно если их можно охладить в холодильнике), гели для десен, твердое детское печенье, а при повышенной температуре – подходящие по возрасту жаропонижающие.

Мышление и общение
Мышление
Способность учиться методом проб и ошибок – простейшее базовое проявление логического мышления. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают экспериментировать, а любую информацию впитывают как губки. Ребенок пробует издавать различные звуки, совершать всевозможные действия, часто имитируя то, что видит вокруг, и скоро усваивает, как привлечь внимание окружающих.
Внимание у него пока поверхностное, краткосрочная память не вполне развита, так что его привлекает все новое и неожиданное. То, чего он не видит, для него словно бы исчезает. Поэтому ему так нравится игра в «ку-ку».
По мере развития двигательных способностей и обретаемой свободы ребенок все лучше понимает окружающий мир, получает все больше стимулов и нового опыта. Он активно усваивает информацию и с ее помощью мыслит и учится.
Речь
В этот период ребенку доступны разные способы коммуникации, и нет большей радости для родителей, чем услышать первые слова. Поначалу они бывают нечленораздельными, но скоро вы научитесь понимать особый язык своего чада: например, что «дада» значит «дедушка», а «ня-ня» – «кушать». Запишите их на память. Дети с восторгом читают эти записи, когда подрастут.
Важно не забывать и о других формах коммуникации, также совершенствующихся. Невербальная коммуникация остается для ребенка основной, так что не игнорируйте его жесты и подаваемые сигналы, даже неосознанные. Еще нескоро он освоит речь так хорошо, чтобы точно передавать свои желания и ощущения на словах. Но мы, родители, наделены даром считывать невербальные сигналы своих детей. Доверяйте интуиции, и вы все поймете верно.
Ребенок жестами объясняет свои желания и потребности, указывая на предметы, которые его интересуют, и звуками привлекая ваше внимание. Вы поспособствуете развитию речи, если будете говорить, как называется то, на что он показывает или просит. Например, ребенок указал на бутылочку с водой. Подавая ее, скажите: «Вот твоя вода». В следующий раз, когда ему захочется пить, он, возможно, скажет нечто похожее на слово «вода».
У малышей есть типичные жесты, например, махать ручкой вместо «привет» и «пока», прикладывать пальчик к губам, как бы говоря: «Тише!». Все это результат подражания, и чем больше подобных жестов вы делаете, тем активнее кроха их копирует.
Активнее использовать жестикуляцию позволяет «малышовый язык жестов». Это способ коммуникации посредством простых знаков, которыми ребенок может дать вам знать о своих нуждах раньше, чем научится выражать их словами. Он может выучить жесты, обозначающие голод, молоко, грязный подгузник и многое другое. Язык жестов очень помогает, если ребенок испытывает трудности с речью, – меньше разочарования и истерик. Но пользоваться им нужно в меру, иначе будет тормозиться освоение навыка вербального общения. Чтобы этого избежать, произносите вслух слово, которое показываете.
Ребенок начинает узнавать и повторять свое имя. Теперь он регулярно, но не всегда верно пользуется словами «мама» и «папа». Сначала малыш может говорить любое из этих слов обоим родителям, но постепенно запоминает, кто есть кто, и путаница прекращается.

Социальное и эмоциональное развитие
Ребенок уже научился повторять чужие действия. Это начало социального взаимодействия, плодородная почва для развития таких ценных качеств, как эмпатия и умение дружить. Особенно хороши для этой возрастной группы игры вроде «ку-ку», где можно копировать действия взрослого и таким образом тоже участвовать в игре (до этого возраста малыш по большей части только наблюдает, как играет взрослый).
Привязанность
Ребенок узнает взрослых, которые проводят с ним больше всего времени, и именно с ними чувствует себя самым спокойным и счастливым. Он уже помнит и других людей (например, бабушек и дедушек или няню), если регулярно с ними видится, и относится к ним с доверием.
В возрасте от полугода до года может появиться страх незнакомых людей или мест. Это признак прочной привязанности и важный этап эмоционального развития малыша, хотя родителям эти проявления могут доставлять немало хлопот. Если у ребенка еще нет любимой мягкой игрушки, попробуйте сформировать у него такую привязанность. Игрушка пригодится, когда вас не будет рядом, и ее можно будет взять с собой в любую поездку. Плюшевый любимец поможет успокоиться в нестандартной ситуации.

Игровая деятельность
Ребенку по-прежнему нравятся игры, описанные в предыдущих главах. Но его возможности расширились, и настало время познакомить его с новыми забавами.
«Рисование» едой
Превратите тарелку ребенка в холст. «Нарисуйте» яркими продуктами радугу или улыбающуюся рожицу. Ребенок будет с нетерпением ожидать вашего следующего шедевра. Огурец, сладкий перец, изюм, виноград, помидоры – все это отличный материал для творчества. (Не забывайте разрезать пополам мелкие округлые плоды, скажем помидорки и виноград, чтобы малыш не поперхнулся, и никогда не оставляйте его без присмотра, когда он ест.)
Песни для еды и игры
Ребенку наверняка понравятся песенки и стихи про еду и продукты. На другие темы также можно найти богатые на звукоподражание и действие песни для самых маленьких.
Кастрюльный оркестр
Наблюдая, как вы готовите, ребенок наверняка захочет позабавиться со столовыми приборами и посудой, устроив для вас концерт. Из ложки и пластмассовой миски выйдет отличный барабан!

 

Догонялки
Встаньте на четвереньки, чтобы оказаться на равных с ребенком, и поиграйте в догонялки. Малышу понравится как убегать, так и ловить вас. Эта простая игра развивает крупную моторику, укрепляет мышцы, заставляет энергично двигаться. А еще это очень весело (о том, как полезно смеяться от души, мы уже говорили).
Ладушки
До сих пор малыш мог стучать разве что двумя кулачками друг о друга или кулачком в открытую ладонь. Теперь его координация достаточно хороша, чтобы освоить настоящий хлопок. Игры и стишки, сопровождающиеся хлопаньем в ладоши, укрепляют мышцы кистей рук, а звук, который ребенок может произвести собственноручно, доставляет ему огромное удовольствие.
«Делай как я!»
Ребенку понравится наблюдать за тем, как вы делаете все новые гримасы или движения, и мало-помалу он начнет повторять за вами. Повернитесь к нему лицом и для начала попробуйте высунуть язык, побуждая сделать то же самое (рано или поздно он обязательно собезьянничает). Когда он тоже высунет язык, улыбнитесь ему и постарайтесь добиться ответной улыбки. Как только ребенок освоится с игрой, можете пробовать любые движения: указывайте на его части тела, катайте к нему мячик, надевайте на руку пластмассовый стаканчик и т. д.
Падающая башня
Постройте высокую башню из пластмассовых стаканчиков или деревянных кубиков, и пусть ребенок ее обрушит. Он с увлечением будет наблюдать, как башня превращается в кучу-малу. Повторяйте снова и снова (осторожно, малыш может заставить вас строить башни часами!), и зрелище, став привычным, будет вызывать все больше смеха. Эта игра развивает зрительно-моторную координацию.
Шкатулка с сокровищами
Соберите «клад» из предметов разных фактур, безопасных для ребенка. Деревянная ложка, ленточка, небьющееся зеркальце, соломинка, большая губка, пластиковые бутылочки – подойдет все, что вы насобираете по дому. Используйте эти мелочи как реквизит, рассказывая малышу сказки, и давайте ему изучать их. Помните, что игра маленького ребенка с содержимым такой коробки требует внимательного присмотра. Не оставляйте его одного, чтобы он не пострадал.
Веселые следы
Если вы не помешаны на чистоте, эта забава доставит громадное удовольствие вам обоим. Надежно застелите пол или стол газетами или пленкой и налейте в большую пластмассовую емкость много-много краски. Пусть ребенок хорошенько исследует ее на ощупь (следите только, чтобы он не тянул ручки в рот): густая, сочно хлюпающая жижа приведет его в восторг. Когда он как следует насладится и перемажется, отпечатайте его ладошки или стопы на бумаге или холсте. Эти произведения искусства в будущем доставят всей вашей семье немало радостных воспоминаний, а еще их можно использовать для самодельных открыток с благодарностью за подарки на первый день рождения вашего крохи.

Выбираем игрушки
Штабелирующиеся стаканчики, кубики, музыкальные игрушки, книжки-малышки, машинки, развивающие центры, игрушки для ванной, сортеры, куклы – все это подходит для данной возрастной группы.
Очень удобны игрушки, которые можно прикрепить к коляске, детскому стульчику или тренажеру, ведь ребенок часто бросает вещи, а потом расстраивается, если не может достать их. При игре на полу малыш видит оброненную игрушку и старается сам до нее добраться. Родителям не приходится то и дело ему помогать, да и занимать себя самостоятельно он может дольше, хотя продолжительность концентрации внимания в этом возрасте еще крайне мала.
Прорезыватели
У большинства детей во вторые полгода жизни режутся зубки, и игрушки с фактурной поверхностью, которые годятся в качестве прорезывателей, пользуются большим спросом. Особенно эффективны против боли прорезыватели, которые можно держать в холодильнике.
Детские тренажеры
Если ребенок еще не сидит самостоятельно, ему пригодятся игрушки, укрепляющие мышцы. В последнее время получили признание развивающие коврики, трансформирующиеся в сидячие развивающие центры. Прыгунки для подвешивания в дверном проеме и игровые центры помогают малышу научиться сидеть, поскольку развивают устойчивость корпуса и укрепляют мышцы ног.
Машинки и катающиеся игрушки
Попрактиковаться в ходьбе помогут движущиеся игрушки, которые можно толкать перед собой с помощью палки.
Для совершенствования двигательных навыков хороши любые машинки, мячики – все, что норовит укатиться от малыша. Оказавшись вне досягаемости, эти игрушки побуждают его пуститься вдогонку.
Самодельные игровые центры
Обретя свободу передвижения, ребенок получает возможность исследовать мир самостоятельно и сталкивается с многообразием опыта, прежде недоступного. Новообретенная мобильность крохи нередко оборачивается сложностями для родителей. Какое-то время удержать ребенка на месте поможет игровой центр. Возьмите низкий столик, до которого малышу легко дотянуться, и разложите на нем обычные предметы обихода, пригодные для игры: безопасные столовые приборы и посуду из пластика, старый телефон, маленькую кастрюльку, упаковку детских влажных салфеток. Чтобы ребенку не становилось скучно, регулярно меняйте предметы и не оставляйте их на столе слишком надолго. Как и всегда, когда дело касается предметов, не являющихся игрушками для самых маленьких, необходимо следить за ребенком, когда он с ними возится. Обязательно удостоверьтесь, что каждый из них безопасен и малышу можно с ним играть.
Коробочки
Детям в этом возрасте нравится класть вещи в разные емкости и вынимать их оттуда. Вашему крохе наверняка полюбится набор кубиков в пластмассовой коробке. Многократное повторение одних и тех же движений очень полезно для развития нейронных связей. Содержимое коробки можно регулярно менять, чтобы развлечение не приедалось.
Мягкие игрушки
Высоко поднимите мягкую игрушку над ребенком и быстро опустите: пускай плюшевый любимец осыплет малыша поцелуями и пощекочет его шейку. Ребенок при этом учится фокусировать взгляд и следить за движущимися предметами, а заодно хохочет от души.

Возможные трудности
«Мой ребенок не ползает»
Не все дети ползают. Кто-то попросту елозит по полу, некоторые перемещаются по-пластунски, на животе, как заправские морские пехотинцы, а есть и такие, кто сразу переходит от сидения к стоянию и ходьбе.
Есть несколько простых приемов, поощряющих ребенка ползать. Регулярно выкладывайте его на живот: он станет отрывать голову от пола и интересоваться предметами, которые увидит перед собой. Когда вам покажется, что ребенок достаточно окреп и готов ползать, помогите ему подняться с опорой на руки и удержать на них вес тела. Положите игрушку очень близко, но все-таки вне досягаемости. Возможно, он поползет, чтобы до нее добраться. Если нужно, повторяйте попытки.
При встречах с другими детьми, умеющими ползать, помогите своему ребенку увидеть, как они двигаются. Заинтересовавшись, он может и сам попробовать.
Если физическое развитие ребенка внушает вам беспокойство, безотлагательно посоветуйтесь с врачом.

Что можно сделать вместе с ребенком: 10 забавных идей
1. Отправьтесь на коляске в парк.
2. Прокатитесь на трамвае или электричке.
3. Покачайте его на качелях.
4. Помогите ему потанцевать под музыку.
5. Пошумите разными музыкальными игрушками.
6. Поплещитесь в «лягушатнике».
7. Порезвитесь в бассейне, наполненном шариками.
8. Разрешите ему опустошить упаковку платков или гигиенических салфеток.
9. Запустите его в надувной замок в парке аттракционов.
10. Прокатитесь на автобусе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.