18–24 месяца

.

С полутора до двух лет мир ребенка расширяется, а его мозг бурно развивается, с невероятной скоростью формируя нейронные связи. Он всего ничего живет на свете и пока не понимает физических и биологических ограничений – для него нет ничего невозможного. У крохи потрясающее воображение, а разницы между реальностью и фантазией он не видит.
Родители спешат разрушить его убежденность в том, что возможно все, и растолковать детям законы мироздания. Это важно, но едва ли не важнее в этот период способствовать расцвету воображения, данного им от природы. Так закладывается фундамент умения решать проблемы, изобретательности и инициативности, предупреждаются психические расстройства.


Знакомиться с миром воображения ребенка захватывающе интересно. Призовите его в проводники и постарайтесь не загасить эту чудесную искру излишней рациональностью. В дальнейшем у него будет предостаточно столкновений с реальностью!
В этом возрасте детям нравятся сказки и творческая игровая деятельность, с помощью которых оттачиваются такие разнообразные навыки, как речь, концентрация внимания, общение и решение проблем.

Что происходит в этот период
Физическое состояние и развитие органов чувств
Органы чувств
Органы восприятия ребенка уже полностью развились и могут казаться взрослым очень чувствительными. У малыша исключительно острый слух и больший, чем у взрослого, диапазон звукового восприятия. Многим маленьким детям громкий шум доставляет некомфортные, вплоть до болезненных, ощущения.
Дети с нарушениями слуха медленнее осваивают речь. Именно в этом возрасте, когда отдельные слова начинаются складываться в предложения, диагностируются многие заболевания слухового аппарата. Вы можете проверить, в норме ли у вашего ребенка слух. Когда он сидит, встаньте позади и несколько в стороне от него и внезапно издайте громкий звук: например, покашляйте. Ребенок должен повернуться в ту сторону, откуда исходит звук. Проверьте его слух с обеих сторон.
Если вас что-то беспокоит, наблюдающий малыша педиатр или врач из детской поликлиники предложит пройти обследование.
Двигательные навыки
Мускулатура ребенка развивается, «пинцетный захват» становится более сильным и выраженным. Дети строят достаточно ровные и устойчивые башни из кубиков, а то и справляются с более тонкими операциями: например, нанизыванием бусин на нитку.
У большинства заметно укрепляются крупные мышцы. Ходьба полностью освоена, хотя некоторые еще чувствуют себя на ногах не вполне уверенно.
Лестницы и ступени вызывают особенный интерес. Еще недавно главной целью ребенка было взбираться на них, но теперь он желает и спускаться! Если малышу страшновато, предложите ему спуститься по ступеньке ногами вниз – сначала на животе, а затем на попке. При этом на любой лестнице ребенка необходимо контролировать и страховать. Он еще не настолько ловок, чтобы избежать падений.
Ребенку полезно лазать, карабкаться по подходящим, безопасным препятствиям, скажем на игровой площадке, в саду или в игровой зоне с мягким реквизитом. Он узнает, что такое риск, и научится оценивать собственные возможности, а попутно разовьет мышцы и чувство равновесия.
Активная игра (заставляющая двигаться) также укрепляет важные группы мышц и делает быстро растущее тело ребенка сильным и здоровым. Согласно данным Британской ассоциации игрушек и хобби (British Toy and Hobby Association), активные игры полезны для сердечно-сосудистой системы детей. Они закладывают фундамент дальнейшего здорового образа жизни, лучшего физического, умственного и социального развития.
Постарайтесь насытить жизнь ребенка всевозможными активными играми. Пусть он сначала ходит с опорой на предмет, который можно толкать перед собой, а когда твердо встанет на ноги – бегает, скачет и гоняет мяч.
Движение в этом возрасте помогает познавать окружающий мир, открывая новое. Между движением, с одной стороны, и мыслями и чувствами – с другой, существует неочевидная, но прочная связь. Ребенок обдумывает следующее движение, осмысляет цель и самостоятельно ищет способы ее достижения. Радость успеха придает ему уверенности и вызывает желание повторить действие.
Хвалите ребенка за достижения. Он уверится в своих силах и захочет большего. Скоро он выяснит, что за желанной игрушкой нужно идти, а то и тянуться или карабкаться. Добившись цели, он захочет делать это снова и снова, чтобы заполучить другие интересные вещи.
Координация движений
Одновременно с координацией движений растет и стремление ребенка к самостоятельности. Он пытается все делать сам, и хотя родителям это порой мешает, для него это жизненно важно.
Теперь ему проще управляться с ложкой и вилкой. Пользование столовыми приборами прекрасно развивает координацию, хотя сначала ваш маленький едок сильно пачкается. Скоро он оценит возможность есть самостоятельно и испытает радость победы. Чистя зубы, причесываясь, умываясь, ребенок совершенствует зрительно-моторную координацию. Старайтесь делать то же самое бок о бок с ребенком – ему проще повторять за вами. Копируя ваши действия, он обретает самостоятельность. А вам останется лишь «самую капельку» довершить чистку зубов, чтобы они действительно были чистыми.
Ребенку теперь по силам научиться одеваться. Чтобы он преисполнился веры в себя, купите одежду и обувь, с которой ему легко справиться. Он сможет добиться большего без вашей помощи. Легинсы, спортивные штанишки, футболки элементарно надеваются и снимаются. Липучки на обуви в этом отношении предпочтительнее шнурков и застежек. Обойдитесь без поясов и других сложных в обращении аксессуаров, чтобы битва с ними не обесценила усилия ребенка. Можно предоставить ему и право совещательного голоса при выборе одежды.
Координация движений в этом возрасте позволяет пинать мяч и прыгать, и чем лучше это получается, тем больше хочется. Найдите занятия и виды спорта, способствующие совершенствованию этих навыков.

Мышление и общение
Мышление
Подвижный ребенок открыт для любого нового опыта и внимательно исследует окружающий мир. Соответственно, и понимание мира взрывообразно растет, а мышление совершенствуется благодаря обучению методом проб и ошибок. Какое счастье для родителей видеть, как кроха осваивает новое умение и вскоре уже с ловкостью рассовывает детальки сортера по нужным отверстиям или собирает большой пазл.
Ребенка начинают занимать понятия цвета, формы и размера. Если до сих пор он не умел их называть, то теперь благодаря вашему многократному повторению постепенно запоминает названия. С вашей помощью он пытается распределять предметы по категориям, и верное решение этой задачи очень его радует.
По мере развития мышления дети усваивают все более сложные понятия – например, времени: «Завтра можно будет пойти в парк», «Вчера было весело».
Малыши старше полутора лет продолжают очень активно изучать окружающий мир и пытаются осмыслить его. Это естественный процесс, который незачем подстегивать. Просто играйте и разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, чем вы заняты и что происходит. Этого достаточно, чтобы весело и без нажима помочь развитию его мыслительного аппарата.
Уже в этом возрасте ребенок активно задействует мыслительные способности для постижения мира. Он наблюдает за вами и другими людьми, перенимая повседневное поведение и копируя те или иные действия: выбрасывает ненужное в мусор, «помогает» с уборкой дома.
Речь
Речь ребенка быстро совершенствуется, и вы понимаете его все лучше и лучше. Расширяется словарный запас, малыш начинает указывать на картинки в книжке и рассказывать, что на них изображено.
Он понимает простые просьбы и выполняет их, например: «Дай, пожалуйста, ложку», «Хлопни в ладоши». Стоит отметить, что в предложении дети обращают внимание на существительные (конкретные объекты), в силу чего указания «как нужно делать» доходят до них лучше, чем «как не нужно делать». Например, если вы скажете: «Не суй пальцы в розетку», – он главным образом услышит слова «пальцы» и «розетка». Вы добьетесь большего, попросив «держать руки на коленях».
Долгие многословные объяснения причин вашего распоряжения вызывают сумятицу в голове ребенка. Краткая и ясная передача сообщения, подкрепленная языком тела и соответствующим тоном, способствует пониманию и показывает ребенку, как он сам может выразить свои мысли и чувства. Скажем, если ребенок желает спрыгнуть с большой высоты, просто скажите: «Нельзя, ты ушибешься». Незачем приводить длинный список всевозможных бедствий.
Ребенок любит, когда ему читают вслух, и слушает очень внимательно. Стихи упрощают запоминание слов, а стихотворный размер и повторы очень нравятся детям. У малыша может появиться любимая книжка, которую он будет требовать читать бесконечно. Как бы это ни было скучно для вас, это чрезвычайно полезно для развития его речи и восприятия. Так что наберитесь терпения.
Если ваш ребенок до сих пор не складывает слова в предложения, значит, ждать осталось недолго. Совсем скоро он начнет осваивать полноценное общение. Чтобы помочь развитию речи и участвующих в ней мышц, научите его выдувать мыльные пузыри. Ему понравится эта забава, а мышечные усилия способствуют укреплению речевого аппарата.

Социальное и эмоциональное развитие
Ребенок все лучше общается и все больше нуждается в компании сверстников, хотя для подлинной дружбы пока не время. Ясли, группы дневного пребывания, встречи в гостях и на прогулке – все это подходящие условия для контактов с другими детьми и дальнейшего развития навыков общения.
Ребенок может укусить или ударить человека или предмет, вызвавшие его злость. Он прижимает к себе плюшевого мишку, когда ему грустно, и обнимает другого малыша, если тот сделал ему что-то хорошее. Пока он не способен описать переживания, свои или товарищей. Вы поможете его эмоциональному развитию, рассказывая простыми словами о собственных чувствах, например: «Сегодня Сэм меня огорчил».
Важно познакомить ребенка с границами дозволенного и помочь ему усвоить, что «нет» значит «нет». Он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и может попытаться скрыть свой промах, чтобы его не наказали.
Ребенку полезно бывать в разных местах и ситуациях, чтобы знакомиться с новыми чувствами и ощущениями и развивать мышление. В парке или в лесу он будет вести себя не так, как в игровой зоне с мягким реквизитом.
В зависимости от того, в чьем обществе он находится, его мысли и чувства могут различаться. Играя в одиночестве, он может почувствовать себя независимым или заброшенным, а в компании других детей испытывать смущение или, наоборот, уверенность. Любая среда по-своему полезна, поскольку стимулирует специфические ощущения, переживания и мысли. Ребенку нужно научиться играть как самостоятельно, так и в группе. Поэтому побуждайте его как можно активнее исследовать каждое доступное окружение.
Ритуалы
В этом возрасте очень важны ритуалы. Ребенок привыкает к ним, и нарушение привычного порядка выбивает его из колеи. Слишком строгий распорядок вызывает проблемы, если приходится отступить от него. Поэтому важно найти верную меру стабильности, дающей чувство защищенности и привязанность к близким, не скатываясь в чрезмерную жесткость, которая мешала бы социализации ребенка, лишала его общества приятелей или родственников. Постарайтесь создать гибкие ритуалы – ребенку будет проще примириться с отходом от привычной схемы – и будьте готовы к некоторым трениям в первые пару дней после возвращения к нормальному распорядку.

Формирование личности
Ребенок уже знает многие части тела и может указать их, а какие-то и назвать.
Пониманию и развитию собственной идентичности, а также осмыслению мира как ничто другое способствуют ролевые игры. Кроха с восторгом перевоплощается в любимую ролевую модель: например, становится «мамочкой» для своих кукол, кормит их и переодевает (воспроизводя действия, которые постоянно наблюдает в собственной жизни). Воображение ребенка безгранично, и ролевая игра дарит возможность исследовать как реальный мир, так и вымышленный.
Танец и пение – очень популярное средство выражения своих мыслей, свидетельствующее, что у ребенка формируется личность. У него наверняка есть любимые песни, и родители с удовольствием наблюдают, как он танцует под музыку разных стилей.
Любые выступления – со сценкой, песенкой, игрой на музыкальном инструменте – значительно укрепляют уверенность в себе и способствуют сотрудничеству с другими людьми. К тому же это еще и творческий способ выплеснуть эмоции и научиться самовыражению. Благодаря признанию с самых юных лет ребенок будет меньше сомневаться в себе и стесняться на публике, когда подрастет.

Самостоятельность
Ребенок в возрасте старше полутора лет способен принимать простые решения и горит желанием выполнить их. Первым шагом на этом пути часто становится самостоятельное одевание. Он уже знает, что хочет надеть, а чего не хочет, и полон решимости справиться с процессом. Да, он долго возится, что зачастую оборачивается проблемой для взрослого, но это единственный путь к самостоятельности. Постарайтесь выделить достаточно времени на проявления этой самостоятельности, чтобы она не вылезала вам боком. Пускай малыш не всегда сумеет правильно и со вкусом подобрать комплект. Главное, он учится и проявляет свою индивидуальность. По возможности уважайте его выбор и максимально поддерживайте ребенка.
Ценность творческой игровой деятельности
Чем старше ребенок, тем жестче правила и многочисленнее требования взрослых. Так устроен мир. И тем выше ценность творческой игровой деятельности – рисования, строительства хижины, ролевых игр с перевоплощением. В них ребенок совершенно свободен, и это невероятно важно. Он сам принимает решения, повышает свою самооценку, экспериментирует, опробует задумки, на которые детский ум неистощим.
В творческой игровой деятельности можно выразить себя, параллельно освоив множество ценных навыков. Работа с материалами – аппликация, нанизывание, лепка – развивает мелкую моторику. На этапах творческого замысла и планирования задействовано мышление, а совместная реализация проекта и дарение результатов своего труда способствуют социализации, эмоциональному развитию и укреплению привязанности.
Родители могут многое сделать, чтобы заинтересовать детей творческой игровой деятельностью.
1. Соберите коробку всевозможных обрезков, кусочков и лоскутов, а также заготовок для моделирования: втулок от рулонов туалетной бумаги, коробок из-под хлопьев, чистых стаканчиков из-под йогурта. Все это пойдет на шедевры. Вторая жизнь вещей вместо вторичной переработки – это новый тренд, и детям очень нравится придумывать оригинальные способы использования старых предметов обихода.
2. Вместо сластей и других привычных подарков купите ребенку на праздник или в качестве поощрения соответствующий его возрасту набор для творчества.
3. Обязательно находите время оценить творение ребенка и похвалить именно то, что видите. «Мне нравится этот страшный зеленый динозавр» звучит гораздо более вдохновляюще и лучше мотивирует на дальнейшие творческие поиски, чем стандартное: «Замечательно, молодец».
4. Цените и вознаграждайте ребенка за усилия и сосредоточенность. Это готовит малыша к столкновениям со все более сложными задачами и повышает его самооценку.
5. Помогите ребенку проникнуться гордостью за свое достижение: выставьте изделие на видное место и обращайте на него внимание гостей в присутствии автора.

Творческая игровая деятельность не требует особых затрат. Несколько втулок от туалетных рулонов, пластиковые стаканчики, клейкая лента, старая одежда, клей, цветные карандаши или краски займут ребенка на долгие часы. Прежде чем выкинуть что-то в мусор, подумайте, не пригодится ли это для творчества и развития воображения вашего малыша.
Если глаза разбегаются, крохе слишком трудно сделать выбор. Одно дело – вывалить перед ним ворох одежды во время игры, чтобы наряжаться, как взбредет в голову. Но в обычной ситуации лучше ограничиться альтернативой (например, красная или синяя футболка). Для его развития это не менее ценно, зато вы по крайней мере сможете стронуться с места!

Игровая деятельность
Мыльные пузыри
Это веселое занятие учит управлять мышцами губ и увеличивает полезный объем легких, что одинаково хорошо для развития речи. Ловя пузыри и подпрыгивая за ними, ребенок укрепляет мышцы тела и совершенствует двигательные навыки.
Детское творчество
Примерно в этом возрасте может начаться подлинное развитие творческих способностей, благо ребенку вполне по силам простой рисунок или поделка. Рисование красками и карандашами, аппликация – все это великолепно развивает мелкую моторику, воображение, цветовосприятие. При этом трудно не перепачкаться, но плюсы для развития стоят любой уборки. Застелите рабочую поверхность газетами или резиновыми ковриками – и наведение порядка потребует минимума времени и усилий. Если вас сводит с ума сама мысль о доме, заляпанном клеем, к вашим услугам множество кружков и групп дневного пребывания, где дети имеют возможность творить сообща (а вам не придется наводить чистоту).
Обеспечьте ребенка широким выбором материалов с различными фактурами, будь то ткань, уголь, шерсть, почва, сухие макаронные изделия. Он будет счастлив преподнести вам или кому-то из близких шедевр для украшения гостиной.
Автопортрет
Расстелите на полу очень длинный кусок бумаги (подойдет ненужный рулон обоев), обведите на нем контур тела ребенка и предложите ему самостоятельно раскрасить силуэт. Здорово проделывать это каждые полгода, чтобы он мог увидеть, на сколько вырос.
Музыкальные инструменты
Дети обожают издавать звуки – и чем громче, тем лучше! Предложите ребенку как можно больше подходящих по возрасту музыкальных инструментов, таких как барабан, маракасы и бубен. Скоро он запомнит звук каждого и узнает, что некоторые инструменты звучат по-разному в зависимости от способа звукоизвлечения. К примеру, если потрясти бубном, то зазвенят бубенчики, а если бить в его мембрану, звук будет, как от барабана.
Рисование
Дети обожают рисовать и раскрашивать. Снабдите ребенка разнообразными (обязательно нетоксичными и водорастворимыми) ручками, карандашами, красками, чтобы он мог калякать в свое удовольствие. Вы заметите проявления осознанного выбора изобразительных средств для очередного произведения. Для тех, кто очень боится грязи, существуют наборы для рисования водой – специальные коврики и карандаши, линии которых исчезают сами собой. Удовольствия и творческого поиска в этом занятии ничуть не меньше, чем в обычном рисовании.
«Монументальная живопись»
Дайте ребенку ведерко с водой и большую кисть и помогите ему развить мышцы рук и творческие способности, «расписав» садовую стену, забор или дорожку.
Изготовление ожерелий
Из куска лески и сухих макарон (лучше всего «перьев») ребенок может сам изготовить ожерелье. Для красоты готовые бусы можно раскрасить и обмакнуть в блестки.

 

Переодевания
Ребенок способен превратить в потрясающий костюм любую одежду, которая попадется ему под руку: мамины футболки и папины рубашки и галстуки, карнавальные костюмы и даже собственный гардероб. Комбинируя их так и эдак, он получает громадное удовольствие и создает причудливые образы (особым предпочтением пользуются ваши любимые туфли, в которых тонет его крохотная ножка). Не лезьте с советами, дайте полную волю его воображению. Просто сфотографируйте результат, чтобы сохранить чудесные воспоминания на долгие годы.

Выбираем игрушки
Сортеры
Сортеры заставляют мыслить, решать проблемы и запоминать форму предметов. В полтора года это достаточно сложная, но решаемая задача, позволяющая учиться методом проб и ошибок.
Простые пазлы
Эта традиционная забава – источник бесконечного удовольствия для малыша второго года жизни. Она развивает внимание, навык решения проблем (приходится выяснять, какие фрагменты подходят друг к другу) и мелкую моторику. Окончив работу и любуясь целой картиной, довольный ребенок проникается уверенностью в своих силах и желанием повторять это снова и снова. Начните с простейших разрезных картинок из двух-трех частей, чтобы он усвоил принцип.
Конструкторы
Постройка даже самой простой башенки развивает множество умений и навыков, в том числе мелкую моторику, внимание, речь, а также дает знания о цвете и форме.
Безграничное воображение ребенка превращает любую конструкцию во что угодно – от дома до собаки или кошки. Закончив один проект, он может разобрать его и создать что-нибудь другое.
Игрушки для купания
Игрушки, с которыми можно купаться, приносят много пользы и знаний (например, о том, что значит плавать и тонуть и как разные материалы меняются при намокании). Все они, от традиционных резиновых уточек до крепящихся к стене развивающих центров, превращают купание из обычной гигиенической процедуры в захватывающую игру.
Выбирайте игрушки в соответствии с возрастом. Дети с восторгом возятся с фигурками животных, попутно запоминая, как они называются и какие звуки издают. Кораблики и другие плавсредства показывают, что не все предметы тонут в воде.
Подвесные развивающие центры часто включают в себя водяные колеса, емкости и кнопки, активизирующие развитие мелкой моторики, мышления и воображения.
Игрушки делают купание малыша менее пугающим и более радостным занятием, что особенно ценно, когда нужно вымыть голову и лицо. Игры помогут ему полюбить эту важную ежедневную процедуру и отвлечься от того, что не по нраву.
Игрушки для ролевых игр
Дети наблюдают за поведением и повседневными делами взрослых и стараются копировать их. Игрушечные пылесосы, кухни и верстаки помогают добиться максимального сходства. Ребенок будет счастлив «пылесосить» или «готовить» одновременно с вами.

Возможные трудности
«Ребенок до сих пор просыпается по ночам»
К этому возрасту ночной сон более-менее налажен, но отдельные сложности по-прежнему заставляют родителей подходить к ребенку среди ночи. У многих детей проблемы, связанные с ночным сном, сохраняются еще долго после первого дня рождения. Дело в том, что почти на каждом новом этапе развития они возвращаются. Но не отчаивайтесь: все их можно решить к удовольствию всех домочадцев и благу малыша. Для этого нужно просто научить его засыпать самостоятельно.
Сколько нужно спать в полтора-два года? В среднем в этом возрасте спят 11,5 часа ночью плюс дважды в течение дня, в общей сложности 14 часов в сутки. Ко второму дню рождения суточный сон может сократиться примерно на час за счет исчезновения второго дневного сна. Но, если ваш ребенок отступает от этой схемы, ничего страшного – у разных детей нормальная потребность в сне может сильно варьироваться.
Приучать спать всю ночь нужно без фанатизма. В действительности никто, будь то взрослый или ребенок, не спит беспробудно с вечера до утра. Разве вы сами иногда не просыпаетесь? Например, чтобы сходить в туалет, поправить подушку или высморкаться?
Ребенок тоже неоднократно ненадолго просыпается, чередуются ли циклы быстрого и медленного сна, загрохочет ли грузовик под окном или поза окажется неудобной. Ваша задача заключается в том, чтобы научить его самостоятельно засыпать вечером и быстро возвращаться ко сну при ночных пробуждениях. Если он этого не умеет, единственное, что ему остается, – поднять крик, чтобы вы пришли и помогли заснуть.
Вот несколько советов.
• В комнате должно быть темно и не жарко (около 18 ºС).
• В кроватке не должно быть изобилия игрушек. Достаточно одного плюшевого друга или любимого одеяльца, особенно если они пахнут вами.
• Не бегите к ребенку по первому зову. Прислушайтесь к его плачу и доверьтесь инстинкту – родители удивительно тонко понимают оттенки плача своих детей.

«Ребенок тяжело переживает мои отлучки»
В какой-то период развития у каждого ребенка наблюдается сепарационная тревожность. Это повсеместное и совершенно нормальное явление. Но, если малыш впадает в панику и закатывается в истерике, оттого что мама и папа уходят, это испытание для родителей. К счастью, у преобладающего большинства детей сепарационная тревожность случается периодами и в конце концов исчезает.
Зачастую она начинается месяцев в восемь и сходит на нет около года или чуть позже. Однако может накатить снова года в два, когда малыш осознает свою автономность.
Отзывчивость близких поможет ребенку усвоить повседневный режим ваших уходов и возвращений и перестать делать из мухи слона. Но на это, конечно, требуется время.
Лучшее средство от сепарационной тревожности – это снова и снова демонстрировать ребенку, что вы уходите не навсегда. Горькие слезы малыша, как бы они вас ни огорчали, не повод отменять выход из дома или возвращение на работу. Для эмоционального созревания ребенку необходимо понять, что другие люди тоже способны о нем позаботиться, а вы обязательно скоро вернетесь.
Терпение, понимание и мягкое подбадривание – вот ваш отклик на проявления сепарационной тревожности. Кроме того, можно сделать следующее.
• Уходя, попрощайтесь с ребенком. Многие родители пренебрегают этим простым действием, но если ребенок знает, что вы в любой миг можете исчезнуть, не предупредив, то вообще не выпустит вас из виду.
• Спокойствие! Постарайтесь сохранить безмятежный вид и позитивный настрой, даже если чадо бьется в истерике. Спокойно поговорите с ним и пообещайте, что скоро вернетесь. Чтобы происходящее предстало в менее мрачном свете, проститесь с ним словами из его любимого смешного мультфильма или рассказа (или придумайте сценку веселого прощания сами). Главное, приучите его подхватывать игровой диалог, это отвлечет его от грустных мыслей.
• Предложите ребенку предмет-утешитель. Вещественное напоминание о маме или папе поможет малышу перенести ваше отсутствие. Дети могут находить утешение в особом одеяльце, плюшевой игрушке, а самые маленькие – даже в собственном пальце. Мягкий, приятный на ощупь предмет со знакомым запахом – очень сильное успокоительное средство, поэтому не стирайте любимое одеяло или игрушку ребенка, если знаете, что вам предстоит какое-то время отсутствовать.
• Выходите из дому одновременно с ребенком. Ему легче пережить момент расставания, если уходит он сам, а не уходят от него. Вместо того чтобы оставлять его рыдать за дверью, отправьте его с няней немного прогуляться. Но он обязательно должен знать, что вы тоже уходите, иначе будет потрясен, вернувшись и обнаружив, что вас нет.
• Займите ребенка. Пусть еще до вашего выхода он вместе со взрослым, остающимся за ним присматривать, увлечется каким-то занятием. В нужный момент быстро проститесь с ним и ретируйтесь. Возможно, он все равно заплачет, но благодаря интересному делу очень скоро забудет об огорчении.
• Приучите его к вашему отсутствию. Никто из родителей не хочет, чтобы ребенок горевал без причины, но жизнь полна неприятностей, с которыми нужно уметь справляться, и разлука с вами – одна из них. Иногда лучшее, что вы можете сделать, – особенно если все уже перепробовали – это не делать ничего. Бывает, ребенок не дает матери буквально шагу ступить, и постоянное потворство лишь ухудшает дело. Если малыш в полной безопасности, разве что плачет, нет ничего страшного. Спокойно, как ни в чем не бывало, скажите ему, что все хорошо, – и столь же спокойно отправляйтесь по своим делам, не терзаясь беспочвенными угрызениями совести.

Что можно сделать вместе с ребенком: 10 забавных идей
1. Покатайте его на санках.
2. Дайте ему погладить дружелюбную морскую свинку или кролика.
3. Сделайте кормушку для птиц и повесьте ее в саду.
4. Позвольте ему съехать с горки на пятой точке.
5. Прогуляйтесь под дождем в непромокаемых плащах и резиновых сапогах.
6. Найдите фонтан, где загадывают желания, и вместе бросьте монетку.
7. Прокатитесь на пони.
8. Вместе найдите радугу.
9. Постройте замок из песка.
10. Гуляя в лесу, поищите фей и гномов под шляпками больших мухоморов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.