12–18 месяцев

На втором году жизни ребенок продолжает стремительно развиваться. Для родителей это время насыщено вдохновляющими событиями, такими как первые слова и первые шаги малыша.
Но в этом возрасте есть и свои трудности. В силу большой подвижности и крайней ограниченности жизненного опыта и владения речью ребенок рискует угодить в опасные ситуации. Почему только природа не озаботилась снабдить родителей лишней парой рук и глазами на затылке!


Побуждая ребенка второго года двигаться, вы открываете для него огромные возможности развития, недоступные прежде. Малыш получает ценный опыт, больше общается и изучает окружающий мир на совершенно другом уровне, одновременно укрепляя мышцы, совершенствуя координацию и повышая выносливость.
Расширение физических возможностей толкает детей на поиски приключений и исследовательскую деятельность. Они интересуются буквально всем на свете и пребывают в движении, кажется, постоянно.
Самое время приучить ребенка к ежедневному активному времяпрепровождению, что обеспечит ему хорошее самочувствие. Очевидно, что для него гораздо здоровее быть активным весь день, рано ложиться, хорошо спать и наутро, едва открыв глаза, быть готовым к новым приключениям, чем часами валяться на диване и многократно просыпаться за ночь. На этой стадии развития малыш начинает по-настоящему открывать для себя и ценить возможности игры, и при грамотном подходе к игровой деятельности родители могут принести много пользы и себе, и ребенку.

Что происходит в этот период
Физическое состояние и развитие органов чувств
Органы чувств
Динамичный и многообразный окружающий мир постоянно стимулирует органы восприятия ребенка, тем более сейчас, когда он двигается и получает еще более итенсивный, чем прежде, опыт.
Зрительные впечатления и запахи в саду, многообразие предметов, которые можно потрогать, дома – все это побуждает малыша двигаться активнее и совершенствует сенсорную интеграцию. Мир, в котором живет кроха, открывает перед ним неисчислимые новые возможности, и для его исследования нужно задействовать все пять органов чувств. В результате закладывается и упрочивается базис для дальнейших революционных достижений – овладения речью, раскрытия творческих возможностей и воображения, умственного развития.
Очень важно, чтобы ребенок мог учиться в игре и действии. Ему гораздо проще запомнить информацию, полученную практическим путем, через собственные органы восприятия, чем просто сообщенную взрослыми. Малышу нужны и зрение, и осязание, а возможно, и речь, чтобы действовать самостоятельно. Такой комплексный опыт помогает лучше запоминать приобретенные знания.
Стремитесь к тому, чтобы большинство занятий ребенка активизировали все пять органов чувств. Дайте ему возможность пользоваться обретенной подвижностью. Например, отправляйтесь в магазин пешком, а не на машине, а если спешите, посадите малыша на беспедальный велосипед. Обращайте его внимание на запахи возле дома и в саду, поощряйте играть на свежем воздухе, среди деревьев и травы.
Движение
Научившись лазать, ребенок открывает новый источник восторгов для себя и тревог для вас. Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра рядом с предметами, на которые можно вскарабкаться и потом упасть: например, рядом с диваном или кофейным столиком. Особенно привлекают малыша лестницы, и он кидается к ним при всякой возможности. Покой родителям вернут воротца в лестничном проеме. Однако чем раньше ребенок научится безопасно пользоваться лестницей, тем лучше, поэтому поощряйте его самостоятельно ходить по ступенькам, подстраховывая его сзади или держа за руку.
Овладение любым навыком невозможно без ошибок и неудач. Ребенок будет в буквальном смысле набивать себе шишки, но иначе ничему не научишься. Не драматизируйте ситуацию, просто помогите ему подняться, всем своим видом показывая, что ничего экстраординарного не произошло. Многие малыши ударяются в слезы не потому, что им очень больно, а из-за шума, поднятого перепуганными взрослыми. Сделайте дом безопасным (скажем, углы должны быть скругленными, ступеньки невысокими) и подарите ребенку радость свободного движения.
Замечательно, если вам удастся найти просторное открытое место, где маленькие дети могут вволю подвигаться и расширить кругозор на свежем воздухе. Побуждайте ребенка идти за мячиком, толкать вперед ходунки и т. д. – это очень полезно для развития мышц, особенно ног и стоп, координации и чувства равновесия.
Ребенок становится более восприимчивым к звукам и музыке и рано или поздно начинает пританцовывать в такт, особенно вслед за вами или старшими детьми. Это прекрасно развивает чувство ритма, физическую силу и творческие способности, и чем раньше ребенок начнет упражняться таким образом, тем лучше.
Двигательный контроль
Ребенок может поставить точку на бумаге мягким карандашом или кисточкой. Хват всеми пятью пальцами становится все более сильным, мышцы стремительно укрепляются. Пора заняться развитием его воображения и творческих способностей с помощью рисования, лепки и прочего. «Пинцетный захват» (между большим и указательным пальцами) также усиливается. Важно развивать этот навык, который необходим ребенку, чтобы держать ручку, пользоваться столовыми приборами, управляться с молниями и пуговицами.
Еда и питье
Активнее вводите твердую пищу, которую можно брать руками, поскольку ребенку очень нравится есть самостоятельно. Что бы ни очутилось у него в руке, это все равно попадет в рот, и с едой обычно тоже не возникает никаких проблем. Но помните, что едой такого типа довольно легко поперхнуться! Никогда не оставляйте ребенка за столом без присмотра и режьте продукты на кусочки с учетом его возможностей.
Поскольку ребенок теперь все время в движении, настало время установить правила: есть только сидя и никогда не расхаживать с едой. Себя вы избавите от лишней уборки (кому приятно отскребать прилипший к дивану изюм!), а малыша – от опасности подавиться.
Ребенок способен неплохо управляться с ложкой и вилкой, хотя зачастую предпочитает действовать руками, особенно видя пюре или богатое на разные текстуры блюдо, с которым так весело забавляться. Предлагая изюм или другие лакомства, нарезанные на маленькие кусочки, вы развиваете «пинцетный захват».
Если до сих пор капризов с едой не возникало, теперь они могут появиться. Ребенок вдруг отказывается от чего-то, что раньше любил. Это неприятно, особенно если вы долго готовили блюдо, но постарайтесь удержаться от обиды и не бойтесь – это не навсегда. Постоянно предлагайте новые блюда с разными вкусами и текстурой.
Проблема детского ожирения и пищевых расстройств заставляет многих родителей волноваться по поводу питания ребенка, а их беспокойство, в свою очередь, может обернуться его капризами. Нередко дети пользуются едой как средством давления на окружающих. Здоровый ребенок обязательно поест, когда голоден, и неполный или даже пропущенный прием пищи в этом возрасте ничем не грозит. Не кидайтесь чуть что соблазнять малыша всевозможными вкусностями: ему не повредит немножко поголодать до обеда или ужина, при условии что он пьет достаточно воды. Если пропущена последняя трапеза за день, возможно, стоит предложить ребенку перед сном стакан молока или небольшой перекус, чтобы он не проснулся ночью от голода.
Пищевые капризы реже наблюдаются в семьях, где принято всем вместе собираться за столом и общаться. По возможности практикуйте семейные трапезы и не разрешайте ребенку есть перед телевизором. Изредка можно позволить себе что-то перехватить за просмотром фильма, но нельзя, чтобы это входило в привычку. Совместная трапеза сближает и дарит родителям возможность передать детям семейные ценности и нормы. Пусть нормой для вас станет совместный завтрак, обед и ужин – это дорогого стоит.

Мышление и общение
Речь
На втором году жизни речь ребенка бурно развивается. Некоторые слова употребляются правильно, но словарный запас пока невелик и недостаточен для выражения всех желаний, мнений и просьб. Любимым словом вашего крохи может стать «нет». Иные отвечают «нет» едва ли не на любое предложение родителей, однако в этом возрасте это не обязательно категорическое отрицание. При скудном словаре «нет» может означать все что угодно – от настоящего отказа до «постойте-ка, дайте разобраться», «может быть» и «не прямо сейчас». Так что не драматизируйте. Если реагировать слишком бурно, малыш почти наверняка станет повторять это слово чаще. В детской речи есть и другие слова, имеющие больше значений, чем в устах взрослых. Помните, ребенок может говорить одно, а иметь в виду другое, отличное от смысла, который вкладываете в то же самое слово вы сами. Взрослея, он будет учиться выражать свои мысли точнее.
Возможно, ребенок начнет по собственной инициативе говорить «привет» и «пока», здороваясь и прощаясь, и дополнять слова действиями: например, махать ручкой или посылать воздушный поцелуй.
Приучайте ребенка к вежливости. Получив что-нибудь, он должен поблагодарить в доступной ему форме – это основа будущих хороших манер.
Невербальная коммуникация в этом возрасте сохраняет огромную значимость. Обязательно обращайте внимание на действия ребенка в той же мере, что и на слова.
Ребенок учится выражать желания и потребности, сочетая известные ему слова, звуки и жесты, чтобы вам проще было понять его. Например, указывая на чашку, он говорит «молоко». Чтобы речь развивалась быстрее, достраивайте его высказывание до простого предложения добавлением немногочисленных слов, повторяйте его в форме полноценного вопроса и давайте ответ, например: «Можно мне молока? – Да, пожалуйста».
Обычно у ребенка имеется несколько излюбленных слов, которыми он пользуется постоянно. По мере освоения речи избранный словарик расширяется. Запишите его любимые слова или фразы. Вы не представляете, насколько быстро они забудутся, когда ребенок заговорит свободнее!
Как можно чаще общайтесь с ребенком. Читайте ему книги, разговаривайте с ним, занимаясь повседневными делами. Все это развивает речь. Используйте богатый словарный запас, чтобы ребенок осваивал больше новых слов. Тогда очень скоро они начнут складываться в предложения.
Слушание
Второй важнейший элемент коммуникации, который нередко упускается из виду, – это умение слушать. Вы обязательно должны активно слушать ребенка, даже если ничего дельного он не говорит. Тогда и он освоит это умение. Активное слушание предполагает визуальный контакт и реакцию на высказывания ребенка, включающую вопросы и жесты, показывающие, что вы его действительно слышите.
Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми напоминает родителям, что некоторые дети не всегда способны адекватно выразить свои чувства словами. Чтобы по-настоящему их услышать, нужно обращать внимание на их действия и поведение. Это чрезвычайно важно. Дети, привыкшие, что их слушают, отличаются большей адаптивностью и уверенностью в себе. Игнорирование нужд ребенка ведет к замкнутости, сложностям в поведении и низкой самооценке.
По мере развития умения слушать ребенок обретает способность выполнять распоряжения, например: «Сядь». Чтение ребенку вслух еще больше развивает его способность слушать и понимать речь.
Мышление
Мыслительные способности в этом возрасте бурно развиваются. Скоро ребенок научится выполнять двухшаговые команды, например: «Подбери, пожалуйста, мячик и положи его в ящик с игрушками».
Его живо интересует буквально все, что бы ни происходило вокруг, и он во все сует свой маленький носик. Многих особенно занимают шкафы и выдвижные ящики. Поэтому стоит снабдить недоступными для малыша запорами все отделения, куда ему не следует залезать.
Ребенку очень нравятся животные, он увлеченно рассматривает их в книжках, а возможно, и указывает на них по просьбе взрослого. Также он начинает узнавать кошек, собак и других животных, которых часто видит, пытается подражать их «голосам»: «гав-гав», «мяу-мяу». Это развивает интонационную гибкость и эмоциональную выразительность речи.
Продолжительность концентрации внимания все еще очень ограниченна. Только что малыш был полностью чем-нибудь захвачен, но уже в следующую минуту ищет другой объект интереса. Умение сосредоточиваться отлично развивают простые пазлы, а также творческие ролевые игры. Гуляя в лесу, предложите малышу поискать среди цветов фей, а под грибными шляпками – эльфов. Это полезно для развития не только воображения, но и внимания.
Дети этого возраста уже умеют правильно пользоваться предметами повседневного обихода и начинают понимать «причинно-следственные связи». Например, если постучать по барабану, раздастся громкое «бум», а если перевернуть тарелку вверх дном, будет «бяка».

Социальное и эмоциональное развитие
Смех
Давно доказано, что смех очень полезен по многим причинам. Ваш ребенок научился смеяться уже несколько месяцев назад, но теперь он способен по-настоящему наслаждаться забавными ситуациями. На www.youtube.com полно видео с детками, хохочущими буквально до упаду, и популярность этих роликов свидетельствует о том, как дорог нам, родителям, счастливый детский смех.

 

Этот смех настолько заразителен, что и вы, просто услышав его, частенько не можете удержаться от хохота. Укрепляя свое здоровье, малыш исцеляет и вас! Рассмешить малыша помогут самые разные игры. Он будет в восторге, если вы погонитесь за ним с обещанием «догнать и защекотать» или станете подбрасывать и ловить. Подрастая, ребенок и сам учится смешить других. Это укрепляет его уверенность в своих силах и способствует социализации.
Привязанность
Подражание вам и другим людям – важнейшее средство обучения для этой возрастной группы. Наблюдая за другими людьми, ребенок начинает все лучше разбираться в том, что его окружает, и повторять то, что видит. Это важный этап в развитии привязанности, хотя и сопряженный с определенными трудностями для родителей. Многие жалуются, что ребенок требует «настоящий» телефон, ключи и прочее, не желая довольствоваться игрушечными имитациями. Родителям приходится искать эти вещи по всему дому, что, конечно, вызывает раздражение. Ну так вручите ребенку связку настоящих, но старых, уже не нужных ключей, пусть поиграет! Скорее всего, на такую замену он согласится. Помните, однако, что все детские игрушки соответствуют высочайшим стандартам безопасности (строже они только для пищевых продуктов и лекарств), а ключи и телефоны придуманы не для детей.
Истерики
Чем старше становится ребенок, тем острее он переживает несоответствие между своими мыслями и способностью выразить их словами и тем чаще у него случаются истерики. Ребенок отлично знает, что ему нужно или хочется, но не умеет адекватно рассказать об этом взрослым или понять причины отказа. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь переключить его внимание, не переставая общаться с ним, и вам, вероятно, удастся предупредить конфликт или истерику. Если же избежать конфликтной ситуации невозможно, лучше дать ему накричаться, не вмешиваясь (только внимательно следя за его безопасностью), и он постепенно успокоится сам. Оставаться в стороне трудно, но будьте уверены: никаких долговременных отрицательных последствий для ребенка от того, что он побьется в истерике, не будет.

Формирование личности
Ребенку нравится рассматривать свое отражение, и не только в зеркале – подойдет и стеклянная витрина, – поскольку он уже прекрасно знает, как выглядит, и это зрелище способно надолго поглотить его.
Зеркала зачаровывают полуторагодовалых детей, и этим нужно пользоваться для развития их внимания. Попросите ребенка показать на его отражении различные части тела и помогите усвоить понятие личности, собственной и вашей.
Путешествия с маленькими детьми
Путешествие с маленьким ребенком требует тщательного планирования и гибкости, а также реалистичного представления о потребностях малыша. Отведите достаточно времени для неторопливой езды с частыми остановками, во время которых ребенок сможет хорошенько размяться и выплеснуть избыток энергии.
Путешествие учит кроху спокойно принимать незнакомых людей, новые места и представления. В силу врожденного любопытства для него это еще и потрясающий источник познания. Вы и сами узнаете много нового, взглянув на мир глазами ребенка. Путешествие требует от родителей напряжения, но, если ставить во главу угла взаимное обучение и часто останавливаться на отдых, можно сделать его более приятным для всех участников.
Многих проблем удастся избежать, если иметь в запасе неплохой выбор развлечений и занятий для малыша и планировать поездку в соответствии с его режимом сна и бодрствования. Следующие советы помогут вам скрасить однообразие пути и реже томиться вопросом, когда же вы наконец приедете.
• Купите несколько книжек-раскрасок или альбомов для наклеек, чтобы малышу было с чем повозиться.
• Чемодан на колесиках – не только вместилище для его книжек и карандашей, но и транспортное средство, на котором можно покататься в зале ожидания аэропорта.
• Дорожные игры – «Я ищу», «Первый, кто увидит…» и др. (см. далее в разделе «Игры и игрушки») – помогли скрасить долгие часы поездки не одному поколению детей. Обращайте внимание малыша на то, что он видит из окна. Например, если в поле пасутся коровы, сыграйте в «Первый, кто увидит корову».
• С детьми трудно путешествовать налегке, но серьезный подход к сбору багажа оправдает себя. Детские вещи стоит уложить в отдельный чемодан. Составьте список и отмечайте в нем уже уложенные вещи, чтобы наверняка не забыть любимого мишку своего маленького путешественника в гостиничном номере.
• Для поездки оденьте ребенка в ношеные удобные вещи. Если хотите, чтобы по прибытии он выглядел щеголем, захватите нарядную одежду и переоденьте его в последний момент или прикройте наряд на время поездки широким нагрудником или фартуком-безрукавкой.
• Помните: весь эффект от сказочных выходных в экзотическом местечке может быть перечеркнут долгим и утомительным возвращением с перевозбужденным крохой. Отведите достаточно времени на то, чтобы прийти в себя, прежде чем нырнуть в повседневную рутину.

Игры и игрушки
У вашего ребенка уже есть любимые игры и игрушки, но он неизменно открыт ко всему новому. Эти веселые развлечения наверняка его заинтересуют.
Сортеры
Ребенку понравится проталкивать фигурки в подходящие по форме отверстия. Поначалу вам, возможно, придется помогать ему, но скоро он прекрасно освоит эту забаву. Это превосходный тренажер для развития мелкой моторики и навыка решения задач.
«По кочкам, по кочкам…»
Покачайте ребенка вверх-вниз у себя на коленях. Если он захочет большего, подбрасывайте его на коленях на два счета, а на третий вытягивайте ноги и осторожно опрокидывайте его. Все это можно проделывать под стишок или песенку подходящего содержания.
«Верни свою игрушку»
Отодвиньте любимую игрушку от ребенка, чтобы он не мог до нее дотянуться, побуждая его подойти и забрать ее. В дальнейшем кладите игрушку на пол, чтобы ему пришлось нагнуться, подобрать ее и выпрямиться, не потеряв равновесия. Все это доступно детям этого возраста и очень полезно для развития чувства равновесия и координации.
«Накорми куклу»
Эта игра пригодится во время приема пищи, особенно если ребенок – капризный едок. Пока вы кормите его, он может кормить куклу. Чтобы все было «по-настоящему», выдайте ему пластмассовую посуду – ложку, тарелку – и салфетку, чтобы вытирать кукле ротик.
Танцы
Включите музыку и вальсируйте по квартире с ребенком на руках. Особенное удовольствие ему доставят покачивания и кружение. Подберите разнообразную фонотеку, включающую и поп-музыку, и классику, и его любимые колыбельные песенки.
Куличики
За этой простейшей, требующей грошовых трат забавой ребенок может проводить часы в веселье и творчестве. Возможность перепачкаться в земле доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие и выгоняет его на улицу, невзирая на погоду. Все, что нужно, – формочка, вода и земля. Найдите в саду участок открытой почвы, где ребенок сможет ковыряться без всяких ограничений. Увлажните почву, чтобы получилась липкая грязь. Наполните ею формочку, переверните и с силой припечатайте к поверхности земли. Аккуратно поднимите формочку – куличик готов. За играющим ребенком нужно наблюдать, не позволяя тащить землю в рот.
«Мой веселый звонкий мяч…»
Катите или кидайте мячик ребенку, побуждая отвечать вам тем же. Если мяч откатился в сторону, пусть бежит за ним. Освоившись с движениями и проникнувшись уверенностью в себе, ребенок начнет гонять мяч ногами по всему саду или парку, но сначала ему придется еще немного подрасти.
Прятки
Искать спрятанное очень увлекательно. Можно играть с малышом в прятки по всему дому, а можно прятать его игрушку и предлагать найти ее. Следите за тем, чтобы задача не была слишком сложной для крохи, иначе он быстро остынет к игре. Кроме того, ребенком этого возраста нужно руководить и играть с ним вместе, пока он не поймет точно, что от него требуется.
«Я ищу…» (вариант для второго года жизни)
Это замечательная игра для поездки в автомобиле или другого путешествия. Водящий говорит: «Я ищу…» – и называет, что именно: например, «всех, у кого есть глаза» или «все зеленое». Ребенок должен указать объект, соответствующий описанию.
«Первый, кто увидит…»
Еще одна отличная дорожная игра, участники которой должны искать глазами заданный объект. Водящий объявляет: «Первый, кто увидит…» – и называет что угодно, например красную машину. Игроки осматриваются в поисках такой машины. Выигрывает тот, кто заметит ее первым, и право выбирать объект поиска переходит к нему. С ребенком полезно поискать животных, пасущихся на лугу, цифры (на номерных знаках), грузовики или легковушки разного цвета, самолеты и велосипеды.

Выбираем игрушки
Кубики
Скорее всего, теперь вашему ребенку по силам ставить кубики один на другой, составляя башню – для начала хотя бы из двух кубиков. Строить башни, рушить их движением ноги – и так многократно – очень нравится годовалым детям и полезно для их развития. С каждым правильно поставленным кубиком двигательный контроль ребенка совершенствуется, а попутно он запоминает цвета и учится счету.
Игрушки для детского стульчика
Игрушки, которые прикрепляются клипсой или липучкой к детскому стульчику, позволяют занять внимание ребенка и помогают ему оставаться у стола во время долгой семейной трапезы.
Каталки
Для этого возраста очень хороши игрушки с колесами, сидя на которых ребенок достает ногами до пола ровно настолько, чтобы можно было отталкиваться и двигаться вперед. Они развивают мышцы ног и устойчивость корпуса, умение держать равновесие, концентрацию внимания и координацию движений.

 

Музыкальные игрушки
Благодаря игрушечным музыкальным инструментам дети знакомятся с понятием причины и следствия и начинают постигать влияние своих действий на окружающий мир. Чтобы уберечь собственные уши, научите его играть мелодию, которая нравится вам самим.
Интерактивные игрушки
В продаже вы найдете огромный выбор игрушек с элементами интерактивности, например с кнопками, которые звучат или светятся при нажатии. Постарайтесь подобрать тематическую игрушку, обучающую голосам животных, цифрам, алфавиту и т. д.

Возможные трудности
«Мой ребенок и не пытается научиться ходить!»
Некоторые дети не проявляют интереса к ходьбе почти до двухлетнего возраста, так что особо волноваться не стоит. Не заставляйте ребенка стоять и ходить, пока он не готов, но все-таки посоветуйтесь с врачом, если подозреваете проблему медицинского характера. А вот несколько советов, как вдохновить на первый шаг даже самого робкого малыша.
• Познакомьте ребенка с детьми чуть постарше, которые уже ходят. Дети лучше всего учатся через подражание. Насмотревшись, как бегают и прыгают другие ребятишки, и ваш почти наверняка захочет попробовать!
• Игровой центр (низкий стол с игрушками и предметами, с которыми можно возиться) побуждает ребенка оставаться в вертикальном положении и помогает увереннее почувствовать себя на ногах.
• В бассейне с водой или пластиковыми шариками ребенок, колотя ногами, совершает те же движения, что и при ходьбе. (Если посещение бассейна невозможно, его заменит взрослая ванна, где можно вволю поплескаться.) В воде ребенок рефлекторно начинает брыкаться, укрепляя мышцы ног и обретая уверенность в себе. Все это поможет ему встать и сделать первый шаг.

Что можно сделать вместе с ребенком: 10 забавных идей
1. Отправьтесь на прогулку и понюхайте цветы.
2. Постройте башню и опрокиньте ее.
3. Побултыхайтесь в реке.
4. «Испеките» в саду земляной кулич.
5. Сходите в библиотеку.
6. Погладьте домашнее животное.
7. Приложите к стволу дерева лист бумаги, без нажима заштрихуйте мягким карандашом, и вы получите рисунок древесной коры.
8. Покормите уток.
9. Заведите самодельный фотоальбом.
10. Вместе выдувайте мыльные пузыри.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.