Упражнения в тренинге

Все разнообразие упражнений в тренингах просто невозможно рассмотреть. И каждое может иметь свои особенности проведения (поэтому их и нужно описывать по определенным правилам). Но есть некоторые типичные модели, которые предполагают определенный алгоритм, каким бы содержанием их ни наполняли. Рассмотрим основные.

Разминка
Разминка – это непродолжительное упражнение, позволяющее каждому участнику проявить активность. Обычно разминки применяются для изменения психофизического состояния участников. Разминки могут быть:
– вербальные и невербальные;
– письменные и устные;
– специализированные (воздействовать преимущественно на ту или иную характеристику) и универсальные (оказывать общее воздействие).
В литературе о тренингах разминка может также называться «психогимнастика», «энергизатор». Психогимнастика или энергизатор нацелены прежде всего на повышение психофизического тонуса. В других случаях разминка может иметь более глубокие цели, связанные с темой тренинга или динамическим этапом группы.
При планировании разминки важно учитывать содержательный аспект тренинга. Желательно, чтобы разминка была как-то связана с обсуждаемой темой, что-то иллюстрировала или тренировала. Также при планировании разминок важно учитывать групповую динамику: на каком этапе сплоченности находится группа. Например, разминки, предполагающие телесный контакт, нельзя проводить в начале тренинга с группой участников, которые только что познакомились.
Выбирая разминку, ориентируйтесь на следующее:
1. Какой эффект вы хотите получить после проведения разминки:
• изменить состояние группы как целого, повысить работоспособность. Такие разминки позволяют встряхнуть, оживить группу;
• изменить состояние каждого участника в отдельности, что даст возможность каждому чувствовать себя более естественно и безопасно. Это полезно делать перед ролевыми играми;
• в большей степени изменить состояние одного или двухтрех конкретных участников, что позволит снять назревающий конфликт либо включит их в работу группы;
• получить материал для продвижения вперед в содержательном плане. Такие разминки проводятся как введение в новую тему.
2. На каком этапе находится группа: чем она сплоченнее, тем свободнее, непринужденнее чувствуют себя участники, тем рискованнее могут быть упражнения (например, с физическим контактом, с закрытыми глазами). Несвоевременное использование подобных разминок приводит к повышению напряженности и возникновению дискомфорта в группе.
3. Состав группы: пол, возраст, физические данные.
4. Этап занятия.
В начале занятия целесообразно проводить разминки, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к тренингу, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу.
После перерыва полезно сделать разминку на включенность, движение, мобилизацию внимания, на повышение групповой сплоченности.
Во второй половине занятия (особенно если тренинг длится целый день) следует проводить разминки, позволяющие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки.
После напряженных обсуждений, долгой интеллектуальной работы нужны активные, веселые разминки.
После эмоционально насыщенных, физически активных упражнений, особенно если возникают агрессивные реакции, ситуация напряжения, можно делать разминки, которые снижают возбуждение, мешающее перейти к интеллектуальной работе.
5. Содержание дальнейшей работы. Хорошо, если разминка одновременно является «мостиком» к следующей теме тренинга.
Существуют определенные требования к инструкциям, которые дает тренер перед разминкой или тематическим упражнением.
Эффективность проведения разминок во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать необходимую и достаточную информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Иногда в процессе проговаривания инструкции целесообразно привести пример или продемонстрировать, как задание может выполняться.
Алгоритм построения инструкций:
1. Тренер говорит о цели разминки: «Наша задача…»
2. Описывает процедуру упражнения: «Для этого вы делаете.»
3. Описывает ограничения (если они есть): «В упражнении нельзя.»
4. Если в разминке требуется водящий (или последовательная смена водящих), то тренер либо сам становится водящим (первым водящим) и произносит свою инструкцию, либо назначает первого водящего.
5. Если нужно что-то демонстрировать, то тренер демонстрирует это во время озвучивания инструкции.
6. Если есть ограничения во времени, тренер сообщает об этом и предупреждает, каким образом будет контролироваться время.
7. Если есть необходимость в каких-то сигналах (например, для одновременного перехода к следующему этапу разминки), тренер сообщает об этих знаках и сигналах.
Тренер сам решает, когда закончить разминку. Для этого он внимательно наблюдает за состоянием участников. Разминка прекращается, когда участники уже получили удовлетворение от выполнения разминки, но еще не пресытились.
Модерация*
Модерация – это метод, позволяющий группе:
1) выработать некое коллективное понятие;
2) активизировать мыслительные процессы;
3) свернутый (скрытый) процесс мышления развернуть и представить в виде последовательности этапов;
4) заменить нудную лекцию активной работой всей группы, а навязанные мысли – собственными знаниями, идеями участников.
Алгоритм проведения модерации
1. Тренер ставит перед участниками тренинга задачу (проблему, вопрос).
2. Просит двух-трех участников ответить на поставленный вопрос, а затем делит группу на подгруппы по три-четыре человека.
3. Каждой подгруппе раздают или предлагают сделать карточки, на которых участники будут записывать ответы.
4. Каждой подгруппе предлагается за определенное время решить поставленную тренером задачу, а также определить критерии, исходя из которых можно установить, что цель достигнута. Например, если в задаче требуется перечислить средства, которыми мы можем вызвать доверие, то критерием выполнения может стать простое перечисление качеств и умений человека, вызывающих доверие, или перечисление того, каким образом (почему) эти качества вызывают доверие.
5. Участники группы отвечают на поставленные вопросы. Все идеи записываются на карточках: одна идея – одна карточка.
6. Тренер предлагает каждой команде делегировать одного участника, чтобы он на доске разместил заполненные карточки.
По материалам книги Завьяловой Ж. Путь тренера. СПб.: Речь, 2002. С. 139.
7. Участник первой подгруппы прикрепляет карточки с ответом и поясняет свое решение (решение подгруппы).
8. Затем выходит представитель следующей подгруппы и т. д.
9. Повторяющиеся карточки прикрепляются друг на друга.
10. Тренер структурирует прикрепленные карточки по тому или иному основанию, привлекая участников к созданию целостной схемы.
11. При необходимости тренер поясняет непонятные моменты, знакомит с основами теории. Он также может добавить карточку от себя, если какую-то мысль, идею не учли участники тренинга, объяснив теоретическую основу данного мнения. Однако это нельзя делать часто, и при активном несогласии группы тренер должен отступить.
12. В итоге должна получиться определенная структура, которую разработала группа. Эта структура становится опорной позицией для дальнейших обсуждений.
Результаты
• Группа вырабатывает понятия, систему критериев, которые являются коллективным произведением участников, а потому лучше усваиваются.
• Формируется общее представление об определенных вопросах.
• Преодолеваются разногласия в понимании.
Дополнительные комментарии
• Тренер следит за регламентом и за тем, чтобы рассуждения и необходимые пояснения не уводили в сторону от основных понятий.
• Тренер подбадривает вялых участников, задает вопросы, поддерживает.
• Тренер следит за тем, чтобы все участники были вовлечены в процесс.
• Если в группе есть участники, которые не склонны к анализу, а предпочитают действие, им важно уделить внимание
и поручить активное действие. Например, пусть именно они ведут записи на карточках или прикрепляют их.
• Если в группе большинство участников не склонны к анализу, модерацию нужно проводить быстро, не углубляясь в вопросы и разногласия.
• Недопустимы вялое поведение и тихий голос тренера, т. к. в результате можно потерять группу и сделать процессы неуправляемыми.
Мозговой штурм
Мозговой штурм – это метод групповой работы, нацеленный на выработку новых оригинальных идей.
Например, можно обсудить с помощью мозгового штурма такие темы в следующих тренингах: «Что можно сделать, чтобы интересно проводить свободное время, когда рядом нет друзей?» – в тренинге для подростков; «Что можно сделать, чтобы человек изменил свое поведение на более безопасное?» – в тренинге для консультантов по профилактике ВИЧ/СПИД; «Как понять, нужна ли партнеру моя забота?» – в тренинге для женщин, переживающих трудности в партнерских отношениях (и не только для них).
Оптимальное число участников мозгового штурма – 9-12 человек, но не менее 3–5. Для его проведения нужна доска (или листы ватмана и фломастеры).
Алгоритм проведения мозгового штурма
1. Тренер объявляет тему мозгового штурма и описывает алгоритм его проведения.
2. Создается банк идей: сам тренер или кто-то из активных участников записывает на доске (ватмане) все идеи, которые высказывают участники. При этом тренер вводит условие: пишем все идеи, без всякой критики, даже если чья-то идея покажется неверной или нереалистичной. Чем больше идей, тем лучше.
Часто после активного периода, когда идеи сыплются одна за другой и участники даже перебивают друг друга, наступает затишье. Это не значит, что идеи закончились. Чтобы вновь активизировать работу, тренер может прочитать записи на доске. После непродолжительной задержки обычно вновь наступает подъем активности.
Часто участники, несмотря на предупреждение, критикуют и оценивают идеи, объединяют их. Это недопустимо, поскольку блокируется творческий процесс поиска решений.
Процесс «мозгового штурма» должен идти в достаточно быстром темпе, и тренер, заметив отвлечения, увеличивает темп, говоря: «Пожалуйста, еще варианты!»
3. Идеи систематизируются, объединяются. Проясняется смысл некоторых из них (если он не вполне понятен участникам). Если какая-то идея кажется совсем абсурдной, прежде чем откинуть ее, стоит найти более реалистическую замену, которая сохраняла бы суть идеи.
Например, идея «Можно повыть на луну» (в теме «Что можно сделать, чтобы интересно проводить свободное время, когда рядом нет друзей?») насмешила всех. Но тренер предложил:
– Давайте разберемся. Что мы делаем по сути, когда воем на луну?
– Тоскуем вслух.
– Плачем.
– Придуриваемся.
– Так, значит, мы таким способом выражаем свое состояние?
– Да.
– Получается, что это – предложение выразить свое тоскливое состояние каким-то способом. Для этого можно и на луну повыть. А можно сделать что-то еще. Как еще мы можем выразить свое состояние?
– Петь песню.
– Написать письмо кому-нибудь.
– Написать обо всем в дневнике.
– Сочинить стихи или песню.
– Нарисовать то, что чувствуешь (и т. д.).
– Ага, значит, мы получили целый список возможностей, которые помогут выразить свое настроение и провести время.
4. Иногда полученного списка достаточно для целей тренинга. В других случаях после получения списка реально осуществимых идей необходимо выбрать две-три и сделать сравнительную оценку по трем параметрам:
– легкость осуществления;
– эффективность (результативность);
– экономичность (чем меньше средств и материалов нужно для осуществления, тем лучше).
Из всех параметров в первую очередь оценивается результативность – наиболее результативной идее отдается предпочтение. Затем оценивают легкость и экономичность. Только в случае, если наиболее эффективную идею труднее всего осуществить или она недоступно дорога, ее отставляют и рассматривают вторую по эффективности.
По результатам оценки выбирают наиболее удачный вариант или вырабатывают новое решение, отталкиваясь от выбранных идей.
Например, в тренинге для волонтеров группа с помощью мозгового штурма решала, как привлечь подростков на тренинги. Из всего списка идей выбрали: 1) провести ток-шоу в молодежном центре, 2) провести фестиваль, 3) провести презентационные игры в старших классах школ во время классного часа.
Фестиваль показался волонтерам наиболее эффективным средством параллельно с раздачей приглашений на тренинги, но этот вариант оказался слишком дорогим. Ток-шоу посчитали малоэффективным, поскольку на него удалось бы собрать мало подростков. Поэтому остановились на проведении презентационных игр. Но этот вариант был слишком трудоемким. Тогда выбрали нечто среднее: провести три мини-фестиваля с минимальными затратами в школах с учениками 10–11 классов всех параллелей (от А до Г). На такой фестиваль не нужно арендовать зал (можно воспользоваться актовым залом в школе, можно ограничиться воздушными шарами и готовыми плакатами при оформлении и использовать школьную аппаратуру). При этом в сумме к мероприятиям будет привлечено даже больше подростков, чем при одном большом мероприятии, что дает возможность предполагать, что и на тренинги придет больше желающих.
5. Вырабатываются шаги по реализации идей.
Например, после мозгового штурма на тему «Как поправить ситуацию, если поссорился с родителями?» наиболее успешным было признано решение: «Поговорить с родителями, чтобы извиниться за то, в чем не прав, и объяснить то, что для тебя очень важно». Шаги по осуществлению были предложены следующие:
1) продумать, что конкретно хочешь сказать.
2) продумать, как это нужно сказать, чтобы не обидеть родителей и не спровоцировать новую ссору.
3) выбрать подходящее время, когда у родителей будет хорошее настроение и достаточно времени.
4) сделать для родителей что-нибудь приятное (принести цветы, помыть полы и т. д.).
5) настроиться на сдержанное и спокойное поведение и пригласить к разговору.
6) провести разговор.

Ролевая игра
Ролевая игра – метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. Он позволяет наблюдать процесс межличностного взаимодействия людей и анализировать его с точки зрения каждого участника и даже с точки зрения наблюдателей (если они есть).
Разыгрывание ролей:
• позволяет участникам понять собственные ограничения и раздвинуть границы;
• помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания;
• дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
• устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями и др.
Возможные способы организации ролевой игры:
Аквариум. Основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг и наблюдают за действием. Затем происходящее в игре обсуждается участниками и наблюдателями с точки зрения поставленных задач. Это позволяет получить обратную связь, богатый опыт и повод для осмысления жизненных ситуаций.
Параллель. Группа разбивается на мелкие подгруппы (2–4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. То есть несколько одинаковых ролей разыгрываются параллельно. Затем обсуждается, например, многообразие возможностей решения одной ситуации.
Ротация ролей. Роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника позволяет каждому участнику получить соответствующий опыт, продемонстрировать свой подход к решению заданной ситуации. Минус – она занимает много времени.
Обмен ролями (обращение ролей). Возможны различные варианты. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, которые играют друг друга (например, взаимодействие мужа и жены в определенной ситуации). Другой вариант – один участник играет роль другого участника, заявившего проблему, а участник, заявивший проблему, играет роль человека, с которым связана заявленная проблема. Например, подросток, который рассказал о ссоре с родителями, играет роль своего отца, а другой член группы – этого подростка (копирует поведение, о котором рассказал участник).
Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В условиях доверия и принятия это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако важно следить, чтобы такая ролевая игра не стала сведением счетов или «разрешенным» выбросом агрессии против протагониста.
Стул-собеседник. В середину комнаты ставится стул, и игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. При этом игру можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом участник пересаживается на стулья, ведя беседу за всех воображаемых участников.
Арт-роли. Создается рисунок, например, образное изображение эмоционального состояния, или «образ моей проблемы». Затем условно рисунок разделяется на элементы. Автор изображения говорит от имени каждого элемента – мысли, чувства, которые, по мнению автора, передает этот элемент. Элементы могут таким образом разговаривать друг с другом и с самим автором. Так же можно проигрывать роли образов, вылепленных из пластилина или изготовленных из других материалов.
Общение субличностей. После того как различными методами активизируются и осознаются определенные субличности, участник разыгрывает их роли, разговаривая и выражая мысли и чувства по поводу определенной ситуации от имени этих субличностей. Субличности могут просто воображаться, либо изображаться на бумаге в виде рисунка, либо изготавливаться из различных материалов.
Вариантом ролевой игры является социодрама (или социальная игра), которая отличается от других видов ролевых игр только тем, что задействованы все участники группы, ролей много. Они могут быть специально предписаны или выбираться самими участниками.
Алгоритм проведения ролевой игры
1. Устанавливается четкая цель. Основное правило проведения ролевой игры: игра направлена на достижение только одной цели (осознания чего-либо, овладения навыком и т. п.). Любые побочные осознания и достижения очень ценны, но являются личным дополнительным достижением участника, не закладываются в цель.
Цели могут быть узкими (например, приобретение навыка) или широкими (например, осознание своей роли в ситуации). При постановке узких целей все участники достигают одного результата (например, при отработке навыков и умений). При постановке широких целей (обычно в тренингах личностного роста и социального развития) каждый участник может вынести для себя разные впечатления, и соответственно ролевая игра может иметь разные следствия.
В зависимости от контекста ролевой игры цели могут сообщаться участникам до либо после выполнения игры и ее обсуждения.
2. Составляются инструкции: для всей группы и/или для каждого участника. Инструкции должны быть простыми, понятными и как можно более короткими. Сообщаются участникам устно либо раздаются на карточках. В инструкциях задаются параметры длительности ролевой игры либо сигналы ее окончания. Возможен вариант, когда тренер предлагает игрокам самим остановить игру, когда те посчитают нужным.
3. После знакомства с инструкциями тренер дает участникам одну-две минуты, чтобы подготовиться, войти в роль, продумать свои действия. В это время тренер готовит игровое пространство, если это необходимо.
4. Проводится ролевая игра.
5. По окончании игры проводится развернутый шеринг.
6. Резюме ведущего. Ведущий подводит итог всем высказываниям, выделяя наиболее распространенные впечатления и мысли. Кроме того, ведущий в своем резюме может перекинуть «мостик» к следующей теме (запланированной или ставшей актуальной) либо перейти к изложению короткого теоретического блока.

Кейс
Кейс – разновидность ролевой игры, в которой участвует вся группа и каждый участник преследует свои ролевые цели, учитывая общую цель группы.
Например, в кейсе «Обитаемый остров» каждому участнику предлагается своя роль: один хочет остаться на острове и построить там новую цивилизацию, вырабатывает правила жизни на этом острове и должен привлечь соратников, другой считает, что нужно искать другой остров, поскольку ему не нравятся правила одного из лидеров. Есть и другие роли. В целом группа должна прийти к какому-то решению, которое устроит всех, и при этом найти применение каждому участнику в соответствии с его личными потребностями (по роли).

Алгоритм проведения кейса
1. Тренер объявляет вводную историю (условия) и общую задачу. После чего раздает участникам карточки, на которых описаны роли и индивидуальные ролевые цели.
2. Если необходимо, подготавливается место, где будет проходить кейс (расставляются стулья, столы, используется любой подручный материал).
3. Начинается игра. Тренер наблюдает. В идеале процесс останавливается в тот момент, когда общегрупповая цель достигнута. Если этого не происходит, тренер останавливает игру по истечении времени или в случае развития сильных агрессивных реакций у участников. Кейс всегда занимает много времени. В занятиях по 2–3 часа кейс планируется на все занятие (исключая разминку), иногда его обсуждение начинается на одном занятии (спонтанные высказывания), а продолжается на другом (направленный шеринг с анализом).
4. Проводится первый круг обсуждения (эмоциональная разрядка).
5. Производится анализ игры в соответствии с целями кейса (например, «Остров обитания» анализируется с точки зрения способов, которыми достигалась договоренность, активность в обсуждениях, поведение, слова, приводящие к конфликтам, обидам). Хорошо, если есть видеозапись, но ее просмотр параллельно с анализом занимает очень много времени, надо это учитывать.
6. Участников просят подвести итог: что они вынесли для себя из этой игры? Что для них оказалось особенно важным?
7. Тренер делает обобщающее резюме и может подвести «мостик» к дальнейшим упражнениям (например, после «Острова обитания» к упражнениям по поведению в сложных социальных ситуациях – ассертивному поведению или к вопросу о важности уверенности в себе и упражнениям на эту тему).

Упражнение-метафора
Это – многообразные упражнения, которые тем или иным способом метафорически воссоздают различные жизненные ситуации. В данной книге это, например, упражнения «Лежачий камень», «Путь утрат» и другие. Многие ролевые игры, разыгрывание сказок являются, по сути, метафорой.
Составление таблицы
Здесь все просто: тренер предлагает заполнить некую таблицу. Чаще всего это делается для наглядного сравнения или структурирования чего-либо. Затем заполненные таблицы обсуждаются.

Составление схемы
Схемы обычно рисуют для того, чтобы сделать наглядной, выявить какую-то закономерность или систематизировать уже известный материал.
Этот вид упражнений отличается большим разнообразием – от рисования диаграмм до выстраивания огромных схем на полу и стенах в виде определенных символов. Поэтому процедура выстраивания схем довольно свободная – зависит от задач упражнения.
Алгоритм составления схемы
1. Тренер дает определенную задачу и предлагает отобразить ее выполнение в виде схемы. Вид схемы задается тренером или придумывается самими участниками.
2. Участники выполняют задание.
3. Происходит последовательный анализ схем, иногда сравнение схем разных участников или подгрупп.
4. Проходит обсуждение упражнения.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.