Первая консультация педиатра

.

Первая консультация педиатра – это очень важно. На протяжении как минимум двух часов педиатру объяснят все аспекты заботы о здоровье маленького ребенка – чем кормить, когда и как купать, делать ли прививки, какими кремами смазывать кожу и т. п. Если очень повезет и останется время, то в конце консультации педиатр сможет задать вопросы. Но это бывает редко.

Это очень похоже на процесс покупки техники, каким он стал сразу после появления Интернета. Если раньше человек приходил в магазин электроники, и консультант помогал ему выбрать нужную модель, то после массового распространения высоких технологий покупатель приходил в магазин уже отлично подготовленный и сам рассказывал продавцу об особенностях того или иного телевизора. Парадоксально, но большинство людей с активной жизненной позицией исповедует точно такой же подход и к медицине. Правда, ребенок – это чуть-чуть сложнее, чем телефон.

Самое простое для педиатра в ситуации, когда ему объясняют, как правильно лечить детей – это просто согласиться. В таком случае мама будет абсолютно удовлетворена приемом (читай – собой), так как врач полностью подтвердил ее догадки. По любому вопросу она будет обращаться именно к нему, самостоятельно предлагая варианты лечения, так как этот доктор «ее понимает» и вообще отличный профессионал. Вообще, соглашаться всегда выгодно – к примеру, когда вас ругают. Это лишает агрессора морального преимущества и сводит на нет любую дискуссию. Только вот медицина – это не спор.
В результате такого подхода ситуация выйдет из-под контроля при возникновении любой проблемы, для решения которой не хватит интернет-компетенций мамы. Когда проблема станет совсем запущенной, мама засомневается в своем педиатре, так как его методы (то есть предложенные ею методы, с которыми согласился педиатр) почему-то не работают.
После этого, обзвонив подружек, она выберет следующего врача, который повторит судьбу первого – мама будет рассказывать о проблеме и своих действиях, которые почему-то не помогают. Если второй врач будет таким же, как и первый, то ситуация будет похожей – он подтвердит маме, что она все правильно делает, надо только подождать и, может быть, заменить капли в нос.
То же самое можно повторить еще с несколькими врачами, и только после этого, как правило, начнется нормальное лечение. А вся причина в том, что ни один из врачей не сможет ей помочь, пока она эту помощь не захочет получить. И вот, после долгих месяцев или даже лет лечения «авторскими методами», у матери ребенка диаметрально меняется точка зрения – и она уже ищет специалиста, который сказал бы, что она все делает неправильно, и объяснил ей, как надо.
Думая о таких историях, мы перечислим самые распространенные цели прихода родителей к педиатру:

1. Чтобы подтвердить свои догадки. Ситуация, описанная выше – как раз такая. При таком раскладе маме совершенно не нужен совет врача, ей просто нужно рассказать кому-то, как она правильно следит за ребенком. Кому-то, кто ее понимает и оценит ее усилия. Точно так же мужчины рассказывают на автосервисах про то, какие классные шины они купили, как правильно выбрали свечи, и как они сами могут без проблем разобрать половину машины. Конечно же, рассказывать это лучше всего профессионалу – он-то точно поймет.
Такая консультация, как правило, приносит много удовлетворения обеим сторонам и очень мало пользы ребенку. И если педиатр не очень квалифицирован, но очень опытен, то используя такой подход, он может «вести» пациентов годами и быть самым лучшим.

2. Чтобы перестраховаться. Явление описывается фразой «я, конечно, и так знаю, что с моим ребенком и как это лечить, но лучше проверю, нет ли тут чего серьезного». Этот случай немного отличается от первого – родители считают, что они в состоянии решить любую рутинную проблему, но в сложных случаях все же признают первенство педиатров.

3. Чтобы соблюсти формальность. Такие пациенты приходят к врачу только потому, что того требует школа, бабушка или Малахов. Врач нужен им так же, как слону – балетные тапочки. Но на таких профилактических приемах в нашей клинике очень часто обнаруживаются самые неожиданные заболевания.

4. Доктор, сделайте же что-нибудь! Как правило, случается при острых состояниях, когда родители уже паникуют и готовы последовать любым советам человека в белом халате, в том числе и педиатра. Обычно это следствие интенсивного самолечения или первых типов консультаций.

Тот вариант, когда родители приходят к педиатру, чтобы получить план лечения или, тем более, просто составить график наблюдения ребенка, мы не стали включать в перечень самых распространенных. Вообще-то его так же сложно встретить, как единорога на Арбате. Тем не менее, это самый правильный метод.
Итак, для того, чтобы вы могли эффективнее использовать консультации педиатров и узких специалистов, мы составили перечень «часто задаваемых вопросов».

Почему консультация вообще стоит денег? Это же не лечение, а просто поговорить! Очень популярный довод, который мы слышим регулярно. На самом деле консультация – это одна из самых важных услуг. Ее уместно сравнить с проектом самолета – конечно, можно строить самолет и без проекта, но вряд ли он взлетит. Так вот, консультация – это как раз проектирование лечения, и от ее качества зависит эффективность оного.

На хорошей консультации педиатр:
• Собирает анамнез и анализирует историю болезни – так как без понимания общей картины и истории развития заболевания мало что можно будет сказать о текущем заболевании.
• Проводит осмотр в зависимости от специальности. Необходимость осмотра – одна из причин, по которой ограничено применение телемедицины. К примеру, сколь угодно долго вглядываться в фото покраснения на коже недостаточно: для того, чтобы сказать что-то конкретное, на него нужно посмотреть через специальные приборы, а часто – и взять образец.
• Ставит диагноз. Если это возможно без дополнительных исследований, конечно. Правильный диагноз – залог качественного лечения.
• Назначает лечение или диагностику, если сразу диагноз поставить нельзя;
• Отвечает на вопросы, которые обязательно возникнут у родителей.

Если вы пришли за советом, выслушайте этот совет. Нет ничего бесполезнее, чем приходить на консультацию для того, чтобы просто доказать свою позицию. Если вы не готовы слушать рекомендации – то смысла в консультации все равно не будет.

• Что нести с собой на консультацию? Да вообще все, что найдете (особенно конфеты). Как правило, чем больше информации, тем лучше, так как это позволяет составить полную картину, без которой трудно установить диагноз. Если же врач отказывается смотреть то, что вы принесли, отговариваясь нехваткой времени, то мы советуем подумать, стоит ли идти к нему второй раз. Анализ истории болезни – очень важный элемент для корректной постановки диагноза и лечения.

• Не заставляйте вас пытать! Мы действительно видели в карте такую запись: «к концу консультации мама под пытками призналась в наличии аллергии». Конечно, тот педиатр пошутил, но, тем не менее, он правильно описал важную проблему – очень часто врачам приходится вытаскивать информацию щипцами, особенно информацию о болезнях среди родственников. Мы настоятельно рекомендуем всегда быть честными с врачом с самого начала. Чистосердечное признание существенно облегчает выздоровление. Более того, из-за одной неуточненной детали весь план лечения может оказаться неэффективным.

Словом, очень хорошо приходить на консультацию к специалисту. И еще лучше – знать, зачем вы к нему идете и быть готовым услышать рекомендации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.